Для слабовидящих увеличить: "Ctrl"+"+",
уменьшить: "Ctrl"+"-",
отмена: Ctrl"+"0"

МАОУ «СОШ №2»


МАТЕРИАЛЫ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 Кувандыкского городского округа Оренбургской области"

Поддержка сайтов Поддержка безопасности выхода в интернет
ГЛАВНЫЙ РАЗДЕЛ arrow МАТЕРИАЛЫ УЧИТЕЛЕЙ arrow Литература arrow Живая" душа Чичиков или "мёртвая
Версия для печати Отправить на e-mail

Кудашева Эльвира Мударисовна
Кудашева Эльвира Мударисовна
DatsoPic 1.2 © 2007 by Andrey Datso

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ работа

Конспект урока на основе системно-деятельностного подхода с обоснованием

 Выполнила: Кудашева Э.М.,  учитель  русского языка  и литературы  МАОУ «СОШ № 2»   г. Кувандыка

 Руководитель: Полькина С.Н., к.п..н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

 Оренбург 2014

 Урок по теме «"Живая" душа Чичиков или "мёртвая"?»

 

 Цель урока: Сформировать у учащихся понимание значения образа Чичикова в раскрытии идеи поэмы  Н.В.Гоголя «Мертвые души», способствующее  развитию ценностных ориентаций учащихся, развитию умения организовывать свою деятельность и работать в группе.

 Задачи:

                    выявить особенности восприятия учащимися образа Чичикова в поэме;

                    развивать навыки анализа художественного произведения;

                    вовлечь учащихся в процесс целеполагания  и рефлексии своей деятельности, включить в групповую работу;

                    сориентировать учащихся в системе моральных норм и ценностей.

           Планируемые результаты

           Предметные результаты:

                    понимание ключевой проблемы  изучаемого произведения;

                    понимание заложенных в произведении нравственных ценностей;

                    умение характеризовать героев произведения;

                    понимание авторской позиции.

 Метапредметные результаты:

                    умение определять цели своего обучения,

                    умение рефлексии,

                    умение строить устное и письменное высказывание,

                    умение работать индивидуально и в группе,

                    умение работать с Интернет-ресурсами.

 .Личностные результаты:

                    ориентация в системе моральных норм и ценностей.

 Виды деятельности учащихся

Характеристика героя, устные сообщения, работа в группе, участие в целеполагании, рефлексия, презентация учащихся.

 Оборудование: компьютеры, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока, приложение к уроку, раздаточный материал.

 Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

 Структура урока:

                    этап создания установки на восприятие;

                    этап выявления восприятия;

                    этап интерпретации и анализа;

                    этап рефлексии.


 

Ход урока

Этап создания установки на восприятие

Вступительное слово учителя.

     Н. В. Гоголь… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

     На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников.

Этап выявления восприятия

Вопросы

- Перечислите всех помещиков в порядке их появления на страницах повести.  (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)

-Случайно ли такое расположение персонажей? Какой глубокий внутренний смысл кроется в этом? (Писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души).

Проблемный вопрос

- Прочитайте высказывания. Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте свой ответ.

       1)  «Он не герой, исполненный совершенств и добродетели: Это видно. Но кто же он? Стало быть, подлец». (Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Собрание сочинений).

      2) В. Кожинов считает Чичикова «настоящей сильной личностью».

     3) «Кто герой поэмы? Плутоватый человек, как выразился сам автор. В первом порыве негодования против поступков Чичикова можно бы прямее назвать его мошенником» (В.Г.Белинский)

    4) «Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств». (Из сочинения ученика)

 

 

- Кто же такой Чичиков? Можете ли вы сказать “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? (Могут звучать разные ответы) - это центральный, проблемный вопрос нашего урока, поиск ответов на этот вопрос определит направление работы на уроке. (Записывают тему урока)

 

Цель урока (формулируют учащиеся с помощью учителя) – определить характер главного героя и его значимость в раскрытии идеи поэмы.

 

     Эпиграф нашего урока – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

 

Этап интерпретации и анализа

 

Групповая работа

Группа 1 – «Замысел писателя» (используется раздаточный материал с заданиями для каждой группы)

 

     - В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

 

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (Писатель хотел показать “всю Русь”.)

 

     - Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? Ответьте на вопрос, опираясь на статью учебника.

 

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл о внутреннем перерождении человека, спасении его души).

 

Группа 2 – “Чичиков и помещики”

 

     - Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрите, что представляют из себя помещики. (Раздаются схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 1). Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждый из вас должен выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым. ( Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему, можно предложить ученику записать схему на доске)

 

 

http://festival.1september.ru/articles/522557/img2.gif

 

 

     - Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости? Составьте схему и укажите в ней те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова.

- Гибкость

- Выживаемость

- Приспособляемость

- Угодливость

- Энергичность

- Воля

- Наблюдательность

 

Группа 3 – «Средства раскрытия образа Чичикова»

 

     - Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите презентацию по теме  вашего исследования.

 

     - Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова.

 

     - Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

 

     - Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

 

     - А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях)

 

     - Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

( Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”).

 

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

 

Группа  4 – «Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка»

 

     - Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Попробуйте  приоткрыть эту завесу тайны, загадки, внимательно прочитав отрывок, заключающий 1-ый том.

 

     - Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом?   (Мотив дороги)

 

     - Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы.

 

Вывод: Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

 

 

Задания и вопросы, подводящие итог рассуждения на уроке

 

- Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

 

Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.

 

     - Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате нашей деятельности (Записать выводы в тетрадь)

 

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

 

- Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

 

Этап рефлексии

Вопросы и задания

 

- Каким было первоначальное представление о главном герое? Изменилось ли ваше мнение в процессе работы на уроке?

- Удалось ли вам реализовать поставленные цели? Какие действия помогли вам достичь поставленной цели?

- С какими трудностями вы столкнулись в своей деятельности? Как вы их преодолевали?

 

Заключительное слово учителя.

- А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

 

Домашнее задание

 

     Напишите небольшое рассуждение на тему: «Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?»

 

 

Приложение 1

Манилов

 

     «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

     «Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать».

     Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность -  основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Зато заботится о процветании человечества. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. Результаты его труда  - или пустые мечты или «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

     В запущенном саду есть беседка с надписью «Храм уединенного размышления». В кабинете вот уже два года лежит книга, заложенная на 14-й странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале».

 

Коробочка

 

     Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий.

     «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...». В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет — это подчеркивание ее бездуховности.

     У нее «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведет и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в пестрядевых мешочках (правда, не умеет ими распорядиться - они лежат мертвым грузом). Всюду развешаны пучки трав.

Важная деталь — охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой удаленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже веревочки, которые «уже никуда не нужны».

     Главная ее черта —упрямство. Хозяйственность Коробочки — единственная ее добродетель. Гоголь говорит о таком типе людей: «...иной и почтенный, и государственный... человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены». Перед нами типичная мелкая помещица — владелица 80 душ крепостных.

 

Ноздрёв

     «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»

     В 35 лет Ноздрев такой же, как и в 18. Отсутствие развития — признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории».

     Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но все это не приводит к обогащению, а, напротив, разоряет его. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта — самовлюбленность.

     «...кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».

     Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь — шарманка. И вот перестанет звучать шарманка, а дудка в ней все никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрев в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.

Собакевич

      «Человек  здоровый и крепкий». Говорится, что природа, создавая его, «рубила ер всего плеча», и этим подчеркивается его неживая», «деревянная» сущность.

     Похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

     «Чертов кулак», расчетливый хозяин. Вокруг него все прочно, все в изобилии; в деревне все добротно и надежно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчеркивается его сила, здоровье, степенность. А что же душа его? А у души требования только гастрономические (притом колоссальные: вся свинья, весь гусь, весь баран). Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчеркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты — грубая прижимистость и цинизм.

     В комнате «все было прочно, неуклюже... и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич"!»

Плюшкин

     Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души.

     Непонятно, кто это — «баба или мужик» (Чичиков решил, что перед ним ключница), «...платье неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят дере­венские дворовые бабы...»; «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши...» (эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).

     Только этому помещику дана биография (то есть его характер дан писателем в развитии) — показано, как происходил процесс деградации. Не знай мы о том, что когда-то Плюшкин был добрым семьянином, разумным хозяином и приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, вызывал бы лишь усмешку и брезгливость. Но рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!., все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

      Имение — «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад (подчеркивается трагизм запустения и вымирания). Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нем темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь в доме — остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но все пропадает (хозяин собирает всякое добро и гноит его), все в запустении (описание огромных кладей сгнившего хлеба). Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.

 
След. >


Новые материалы учителей
Материалы учащимся

ЭТО ИНТЕРЕСНО...

Телестудия Роскосмоса

Телестудия Роскосмоса представляет интересы Федерального космического агентства России. Съемочные группы телестудии совместно с пресс-службой Роскосмоса освещают практически все запуски и значимые события в космонавтике, космической науке и астрономии.






Телефон Доверия для подростков