Для слабовидящих увеличить: "Ctrl"+"+",
уменьшить: "Ctrl"+"-",
отмена: Ctrl"+"0"

МАОУ «СОШ №2»


МАТЕРИАЛЫ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 Кувандыкского городского округа Оренбургской области"

Поддержка сайтов Поддержка безопасности выхода в интернет
ГЛАВНЫЙ РАЗДЕЛ arrow МАТЕРИАЛЫ УЧИТЕЛЕЙ arrow История arrow Организация исследовательской деятельности в ходе подготовки к ЕГЭ
Версия для печати Отправить на e-mail

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ.

Особое место в проверочной работе Единого Государственного Экзамена занимают задания варианта С, наиболее сложная и трудоемкая часть работы, выполнение которой предполагает развернутые  ответы, формулирование школьниками своей точки зрения на события, явления, ее аргументацию, с использованием при этом научного понятийного материала и т.д. Задания, включенные в проверочные работы ЕГЭ по истории, отличаются многоплановостью и позволяют учащимся продемонстрировать знания по предмету, свой интеллектуальный уровень, умение самостоятельно работать. ЕГЭ дает возможность выявить действительно знающих ребят, умеющих логически и критически мыслить.
            Подготовка учащихся к экзамену по истории дает возможность выявить наиболее типичные недостатки в уровне овладения умениями и навыками познавательной деятельности выпускников и пробелы в теории. К этим недостаткам можно отнести:
·недостаточно свободное оперирование историческими фактами, что непосредственно приводит к поверхностному взгляду на исторический процесс, его примитивизации;
·неумение объяснять сущность исторических понятий и явлений, критически анализировать исторический материал, почерпнутый из различных источников, рассматривать историю России в контексте мировых событий, а также объединить знания по истории со знаниями по другим гуманитарным предметам.
            Анализ типичных недостатков в уровне подготовки учащихся к экзамену позволяет учителю определить основные направления познавательной деятельности учащихся и выбрать методы и средства обучения. Высокий уровень общей подготовки ученика формируется на протяжении всех лет обучения и зависит от многих факторов, среди которых интерес ученика к предмету и активность его познавательной позиции являются  главными определяющими успеха. Учителю же предоставляется возможность широкого  выбора педагогических технологий, как консервативных средств обучения (методы готовых знаний), так и группы методов нового класса. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Этот фактор определяет выбор учителем активных и исследовательских (проблемных, частично-поисковых, эвристических) методов обучения. Обилие исторической научной и научно-популярной литературы, ресурсы глобальной сети  Интернет позволяет совершить виртуальную экскурсию в музей или картинную галерею, зайти на сайты библиотек России и других стран, пользоваться сайтами по историческим темам или историческим курсам. Учитель может организовать при помощи видеопроектора коллективную познавательную деятельность учащихся на уроке, парную или индивидуальную работу старшеклассников в компьютерном классе с помощью компакт-дисков компьютерного учебника по истории .
            Подлинно исследовательская историческая деятельность невозможна без развития критического мышления, так как именно оно ведет к новому объекту познания. Критическое мышление - активный процесс познания и достижения истинных знаний.
             Ученик должен взвесить все «за» и «против», предвидеть последствия, то есть рассмотреть проблему с разных точек зрения, учесть разные мнения. Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, т.е. закладывая навыки исследовательской работы. Мало знать исторические факты, важно уметь найти их в разных источниках, выделить в тексте, сравнить, оценить их историческое значение для судеб страны, народа. В основе мышления человека лежит работа с информацией, осмысление ее, сопоставление разных точек зрения, оценивание. Процесс развития критического мышления на уроках истории немыслим без самостоятельной исследовательской работы учащихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов.
            В учебной исследовательской деятельности старшеклассники знакомятся со специальными методами исторического исследования: синхронным, хронологическим, диахронным, методом исторических параллелей, методом исторического моделирования, структурно-системным методом, методом актуализации. Эти методы являются оптимальными для подготовки выпускников к написанию варианта С  ЕГЭ. Так, при повторении темы  «Общественное движение в России в первой половине 19 века» учащимся предлагается составить модель Российского государства по программам декабристов, западников, славянофилов, демократов. Синхронный метод применяется при ответе на вопрос об основных международных проблемах, составлявших содержание Восточного вопроса во внешней политике России в 19веке. При помощи хронологического метода предлагается выделить этапы закрепощения крестьян в России.
         В условиях повторения большого объема материала в узких временных рамках целесообразной представляется работа в группах. Рассматриваемые вопросы и проблемы курса истории можно предложить учащимся для подготовки, как на уроке, так и дома. Каждая группа самостоятельно и творчески, используя исследовательские навыки, собирает и анализирует материал, знакомит с результатами своей работы всех учащихся.
        Так, может быть предложено задание на сравнение государственной политики в сфере промышленности в годы «военного коммунизма», нэпа и индустриализации. В группе раскрываются познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развиваются коммуникативные умения корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов. Дискуссии на уроках истории должны помочь учащимся определиться в своих взглядах, развить их критическое мышление. В данном виде работы учитель может оценить следующие умения и навыки учеников:
            *найти ответ на поставленный проблемный вопрос;
            *правильно использовать термины;
            *интересно преподнести материал;
            *дать развернутый анализ проблемы, темы, философского взгляда.
В качестве дискуссионных можно предложить вопросы различного спектра Российской истории. Например, «Каковы были альтернативы развития политического процесса после Февраля 1917года», «Оценка деятельности Петра1», «Можно ли было избежать революционных потрясений в России в начале 20века».Или предложить задание из варианта С  ЕГЭ: «В работах историков существуют различные точки зрения на поход, предпринятый Иваном Третьим в 1478г. С целью ликвидации новгородской республики. Так, Н.М.Карамзин считал, что Иван «был достоин сокрушить ушлую вольность новгородскую, ибо хотел твердого блага для Руси».
Какую другую точку зрения по этому вопросу вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждаемую избранную вами точку зрения». Задания подобного типа можно использовать в работе над исследовательским проектом. Во время этой работы ученики учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы. Учащимся можно предложить задание: «По мнению ученых-историков О.В.Волобуева и С.В.Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершенного в нашей стране «великого перелома»:
            1.Путь был определен в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.
            2.Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).
            3.Нэповский вариант был предпочтительнее.
            4.На рубеже 20-30-х г.г. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.
            Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то свое?
            Важным компонентом развития исследовательских способностей учащихся является выработка умений опираться на достоверные факты, их научную и философскую оценку. С этой точки зрения особое значение приобретает обращение к статистическим данным, историческим документам. Работа с документами позволяет учащимся рассмотреть почти все основные вопросы темы на основе разнообразных источников, выявление в тексте документов не только конкретных фактов, но и теоретических положений, определение авторов документов к положению дел в стране, к позиции оппонентов и т.д.
            Одной из форм исследовательской деятельности является написание рефератов и эссе, работа над исследовательским проектом. Одними из структурных элементов реферата являются вопросы:
            *новых, современных подходов к решению проблемы;
            *наличие противоположных точек зрения на проблему в науке;
            *критический обзор источников;
            *собственные версии и оценки.
Написание эссе является сложным и трудоемким процессом для большинства учащихся. Для учителя проверка эссе также непростое дело. В помощь учителю можно предложить критерии оценивания сочинения-эссе:
            *конкретизация предложенной темы;
            *объяснение выбора события для конкретизации темы;
            *личностный характер восприятия темы, ее осмысление;
            *грамотное использование исторических фактов и понятий при раскрытии темы;
            *знание различных точек зрения по избранному вопросу;
            *четкость и доказательность основных положений работы;
            *смысловое единство написания сочинения-эссе.        
            Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что подготовка к ЕГЭ-это не натаскивание ученика по учебному материалу, а систематический процесс научения на каждом уроке на протяжении всего обучения ученика в школе. Путь к успеху-непрост и я, как преподаватель, начинаю вести ученика по этому пути с пятого класса. Всегда предлагаю детям красочный «веер» заданий. Они имеют право сами выбирать задания. Так я создаю ситуацию успеха в процессе познания, учитываю индивидуальные особенности своих учеников. Школьники среднего звена активно включаются в исследовательскую работу - будь это поиск информации, решение познавательных задач или написание «научной» сказки. И ни один взрослый не сочинит лучше ребенка «ложный» доклад (с историческими ошибками) для оппонентов на заседании Академии исторических наук. В старшем звене выкристаллизовываются интересы учащихся, и исследовательская работа поднимается на более высокую и   плодотворную ступень. Старшеклассники предпочитают выносить свои «научные» творения на научно-практические конференции. Мне всегда отрадно, когда темы рефератов моих учеников получают дальнейшее развитие в ВУЗах в качестве курсовых работ, а интерес к научной теме сохраняется и после защиты дипломного проекта. Умения и навыки, которые учащиеся получают при выполнении данной формы исследовательской деятельности, помогают им впоследствии успешно сдать экзамен. Выпускники этой категории никогда не пасуют перед выполнением части С ЭГЭ.
            Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию кардинально не отличается от тех приемов, что выбирает учитель при подготовке к ЕГЭ по истории. В основе этой работы  должно лежать глубокое изучение теоретического материала учащимися и использование  учителем всего арсенала средств и методов обучения, которым он владеет. Но, на мой взгляд, часть С ЕГЭ по обществознанию сложнее, чем по истории, так как задания по обществознанию масштабнее по тематике, часто более абстрактны и требуют глубокого личностного подхода и собственного социального опыта учащихся.
            Как же подготовить выпускника к успешному выполнению заданий части С ЕГЭ? Естественно, ученик, не владеющий прочным фондом знаний и навыками исследовательской деятельности,  часть С ЕГЭ не напишет или предпримет слабую попытку написания. Так как ЕГЭ по истории выпускники сдают не один год, то мои, как учителя, представления о формах, режиме, методах подготовки как-то «устаканились». С ЕГЭ по обществознанию дело обстоит иначе, поэтому первый вопрос, который я поставила перед собой, был: с чего начать? И начала с изучения статей соответствующей тематики в Российских педагогических и специальных журналах (систематически изучаю журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»). Так по опросам выпускников, которые сдавали ЕГЭ по обществознанию в регионах России, следует, что в качестве интересных заданий выпускники выделили задания на проверку знания понятий, задания, содержащие конкретные примеры и ситуации, схемы и т.п. Среди наиболее трудных были названы проблемно-познавательные задачи, задания к фрагментам документов, требующие соотнести положения текста со знаниями из обществоведческого курса со своим социальным опытом, эссе по философской и социально-психологической тематике. Проверка экзаменационных работ по обществознанию в форме ЕГЭ выпускников 9 класса на итоговой аттестации 2006-2007 учебного года в городе Балтийске показала, что выполнение проблемно-познавательных заданий представляет для учащихся наибольшую сложность. В ходе планирования подготовительной деятельности по сдаче одиннадцатиклассниками ЕГЭ мною был систематизирован учебный материал, расположенный в брошюрах и на мультимедийных носителях. На последнем этапе обучения перед каждым учителем встает задача организовать и провести концентрированную подготовку учеников к экзамену. Позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса   большое внимание уделяется развитию активной познавательной и исследовательской деятельности учащихся: работа со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Другой фактор успеха - целенаправленная работа по использованию всех видов заданий ЕГЭ  в учебном процессе как в обучающей, так и в контролирующей функциях. В подготовке к ЕГЭ позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания и выполнения тренировочных заданий. Необходимо привлечь внимание выпускников к ключевым базовым вопросам курса. Можно использовать алгоритм предэкзаменационного повторения:
            * определение внутри каждой темы курса вопросов для обязательного повторения;
            *вычленение вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления ранее полученных знаний;
            *отработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.
«Открытое» учебное исследовательское поле может служить полигоном для решения учащимися проблемных задач, способствовать складыванию у них критического мышления, выработке умению аргументировать и отстаивать собственную позицию. В учебно-познавательной деятельности делаю упор на решение логическо-познавательных задач.
            В план подготовки к экзамену мною включены вопросы теоретического и практического (памятки) характера с целью оказания помощи в написании эссе, работе с текстом и решении задач. Так учащиеся получили сведения о происхождении эссе и его разновидностях. Специфика такого вида работы как эссе заключается в самом значении понятия «эссе» - взвешивание (с латинского); опыт, проба, попытка, набросок, очерк (с французского). Желательно ознакомить учащихся с разновидностями эссе:
            *с точки зрения содержания - философские, литературно-критические, исторические, художественные, художественно-публицистические, духовно-религиозные и др.
            *по литературной форме - рецензии, лирические миниатюры, заметки, странички из дневника, письма и др.
            *по композиции - описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.
            *личностное, субъективное эссе (основной элемент-раскрытие той или иной стороны авторской личности);
            *объективное (личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее);
Внимание учащихся обращается на признаки, при помощи которых текст может быть отнесен к жанру эссе. Это:
            1.Наличие конкретной темы или вопроса.
            2.Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
            3. Небольшой объем.
            4.Свободная композиция.
            5.Непринужденность повествования.
            6.Парадоксальность.
            7.Внутреннее смысловое единство.
            8.Открытость.
Естественно, при формировании навыков написания эссе учащимися учителю обществознания следует работать в тандеме с учителем русского языка. При написании эссе ученику важно выполнить две задачи: выбор темы и работа с черновиком. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:
            1.Имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится.
            2.Ясно понимает смысл высказывания.
            3. Может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью, частично или попытаться опровергнуть его).   
            4.Владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для обсуждения темы.
            5.Сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Учитель должен научить учащихся овладеть приемами и способами написания эссе, в частности, работе с черновиком. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми, писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр. Для успешного написания эссе учениками преподаватель активизирует работу по формированию следующих умений и навыков:
             *знает, распознает, правильно использует основные обществоведческие термины;
            *умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие и сходство с родственными;
            *способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;
            *объясняет социальные явления и процессы;
            *приводит собственные примеры, аргументы;
            *дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначении.
Процесс обучения без решения задач представить невозможно. Нередко решение задачи превращается для ученика в мини-исследование. Учащиеся должны четко различать типы заданий для того, чтобы совершить правильные интеллектуальные действия. Задачи различаются по содержанию условий:
            1.В условии использованы реальные факты общественной жизни прошлого и современности.
            2.Приведены статистические данные, которые требуется проанализировать.
            3.Условия сформулированы в виде афористических, нередко спорных высказываний (суждений).
            4. Предложена конкретная общественная ситуация правового, экономического, социального, бытового и иного характера.
            Типы заданий по характеру требований:
            1.Установить по приведенным фактам общее явление.
            2.Установить причинно-следственные связи.
            3.Сделать выводы на основе приведенных фактов.
            4.Дать оценку высказыванию (суждению), социальному факту (явлению) с предложенных позиций.
            Решая задачу, ученик выполняет ряд последовательных действий. Для облегчения этой деятельности учитель может предложить памятку (в сборнике «Тесты и задания по обществознанию. 8класс» Л.Н.Боголюбова, М.Ю.Брандта, Л.Ф.Ивановой и других авторов):
            1.Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.
            2.Соотнесите вопросы и предписания задачи с условием:
            *какая полезная информация содержится в условии;
            *подумать, не противоречат ли друг другу данные условия задачи;
            3.Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:
            *выявить область знаний, в контексте которой поставлен вопрос;
            *сократить эту область до конкретной проблемы;
            *соотнести информацию, которую вспомнил, с данными условиями задачи.
            4.Наметить предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
            5.Продумать аргументы.
            6Убедиться в правильности полученного ответа:
            *соответствует ли ответ существу вопроса задачи;
            *если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
            *нет ли противоречий между вашими аргументами;
            *можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
            *не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.
            Одним из видов заданий, включенных в часть С ЕГЭ по обществознанию, предусматривает работу с документом. Среди требований к уровню подготовки выпускников школы есть и умения извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научных, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Выпускник должен быть способным использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, в том числе и для самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации. Методика работы с документами прекрасно изложена в статье Л.Н.Боголюбова и Е.Л.Рутковской «Задания к документам на экзамене по обществознанию» («Преподавание истории и обществознания в школе», 2003, №10, с.30-40). Учащимся можно предложить памятку для работы с текстом (документом):
            1.Внимательно прочитайте текст.
            2.Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст.
            3.Определите основную идею текста.
            4.Отвечать на вопросы старайтесь по порядку (по принципу «от простого к сложному»).
            5.Вопросы к документу читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.
            6.Отвечайте только на поставленный вопрос.
            7.Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
            8.Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
            9.Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
            10 Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
            Таким образом, можно прийти к заключению, что включение в процесс подготовки к ЕГЭ заданий творческого, исследовательского типа является непременным условием успешности выполнения выпускниками экзаменационной работы по истории и обществознанию.

Целенаправленная организация учебной деятельности по технологии критического мышления с 5 по 11 классы в течение 1 года (с 2009-2010 г.г.) дала следующие результаты:
·повысилась коммуникативная грамотность учащихся;
·возросла творческая активность учащихся в групповой и индивидуальной работе;
·улучшилось качество представляемых практико-ориентированных проектов;
·повысилась мотивация учащихся к изучаемому предмету;
·в процессе работы развиваются интеллектуальные способности  учащихся и расширяется кругозор учащихся;
·увеличивается многообразие форм презентации проектов ( стенгазеты, медиапроекты, сценарии, журналы и т.д.).

 

 
След. >


Новые материалы учителей
Материалы учащимся

ЭТО ИНТЕРЕСНО...

Телестудия Роскосмоса

Телестудия Роскосмоса представляет интересы Федерального космического агентства России. Съемочные группы телестудии совместно с пресс-службой Роскосмоса освещают практически все запуски и значимые события в космонавтике, космической науке и астрономии.






Телефон Доверия для подростков