ГЛАВНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа информатизации школы Версия для печати Отправить на e-mail
Автор: Подлесная Ирина Александровна   

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

 Программа информатизации

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 города Кувандыка  Кувандыкского района Оренбургской области» на 2011-2016 гг.

 Содержание

I.   Введение. Характеристика школы и её образовательной политики.

II. Обоснование соответствия целей Программы информатизации приоритетным задачам развития образования РФ.

III. Характеристика среды реализации Программы информатизации МОУ СОШ № 2 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области.

IV. Основные цели и задачи Программы информатизации.

V. Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса.

VI. Ожидаемые результаты работы по реализации Программы информатизации.

 Обоснование программы

Глобальная информатизация общества - одна из ведущих тенденций XXI века. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий ведет к формированию постиндустриального информационного общества. ИКТ относятся к классу прорывных технологий, обеспечивающих быстрое накопление интеллектуального и экономического потенциала и гарантирующих устойчивое развитие общества. ИКТ входят в перечни «Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ» и «Критических технологий РФ». Информатизация образовательного процесса в течение ряда лет остается одной из главных задач развития образования: реализована ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды, 2001-2005 гг.», ряд ключевых показателей эффективности её выполнения. Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) (2006-2010 гг.) включает в себя использование информационных технологий, сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях. Актуальной задачей является подготовка высокопрофессиональных специалистов, обладающих наряду с профессиональной компетентностью качественно новым уровнем ИКТ - компетентности. Человек, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы. В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Именно поэтому перед системой образования встает новая задача – подготовить подрастающее поколение к жизни в высокоразвитой информационной среде. Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет определять его жизненный успех, а по настоящему научиться использовать современные технологии можно, только активно применяя их в учебном процессе.

Основная цель Программы информатизации: переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий всеми субъектами образовательной деятельности, создание единого информационного пространства школы для повышения качества образования.

 I. Введение. Характеристика школы и её образовательной политики.

МОУ СОШ № 2 г. Кувандыка является учебным заведением, в котором учащимся предоставляется возможность получения среднего (полного) общего образования, с 8-го класса углубленно изучается математика.

В настоящее время в школе обучаются 780 учеников.

В школе работает коллектив профессионалов – единомышленников, в числе которых 87 % имеют высшее профессиональное образование, на высшую квалификационную категорию аттестованы 15 человек, I квалификационную категорию – 32 учителя, вторую – 9 человека, не имеют категории – 3 молодых специалиста.

Наличие постоянно развивающейся учебно-методической и материально-технической базы, научный и системный подход к управлению лицеем позволяет решать задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, а также вести активный поиск методических основ осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.

II. Обоснование соответствия целей Программы информатизации МОУ СОШ № 2 приоритетным задачам развития образования РФ.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:

Ø  развитие современной системы непрерывного образования;

Ø  повышение качества профессионального образования;

Ø  обеспечение доступности качественного общего образования;

Ø  повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

Ø  формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Программа информатизации школьного образования составлена на основании следующих базовых нормативных документов:

·   Закон РФ «Об образовании»;

·  Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 г. № 152 - ФЗ;

·  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

·  Приказ МО от 3.12.2001 № 3926 «О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России».

Программа информатизации школы является составной частью программы развития образовательного учреждения, регламентирует процесс информатизации образования в МОУ СОШ № 2 и направлена на повышение информационной компетентности и культуры всех участников образовательного процесса.

Информационная культура – компонент общей культуры современного человека, отражающий достигнутый им уровень организации работы с информацией, уровень эффективности создания, сбора, хранения, обработки, представления и использования информации, а также способности к целостному видению мира и предвидения последствий принимаемых решений; умение и потребность человека работать с информацией средствами современных информационных технологий.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Информатизация образования должна помочь решению двух основных задач школы: образование - для всех; новое качество образования – каждому.

Главное изменение происходит в представлениях участников учебного процесса: учащихся, родителей, учителей, школьных администраторов.

Программа информатизации школы должна обеспечить доступ всех участников образовательного процесса к качественным информационным ресурсам, создать условия для формирования коммуникативной культуры всего школьного сообщества.

Степень достижения планируемых результатов от внедрения ИКТ характеризуется средой, в которой реализуются информационные технологии, и компонентами, которые она содержит:

§  технологическая среда (вид используемых технических средств, их состояние, количество и область применения);

§  программная среда (набор программных средств, их качество, широта использования и доступность);

§  предметная среда (информатизация процесса изучения конкретной предметной области в образовательном учреждении);

§  методическая среда (инструкции, рекомендации по методике применения ИКТ в образовательной деятельности, оценка эффективности, мониторинг результативности и др.).

III. Характеристика среды реализации Программы информатизации.

Материально-техническая база школы

Количество ПК, находящихся на балансе в ОУ (всего)

65

Количество компьютеров, использующихся в образовательном (учебном) процессе

52

Количество компьютеров, использующихся в административно-хозяйственной деятельности

13

Количество компьютерных классов

2

Количество  мультимедийных  классов

9

Наличие  собственного  веб - сайта

www.kuvshkola2.narod.ru

Адрес  электронной  почты

Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Наличие  локальных  сетей

одноранговая локальная сеть

Ноутбуков

3

Мультимедиапроекторов с экранами

7

Цифровых фотоаппаратов

1

Принтеров ч/б

5

Принтеров цветных

1

МФУ

3

Сканеров

2

Копировальных аппаратов

1

 В школе сформирована постоянно действующая команда, которая занимается вопросами информатизации образовательного учреждения.

Техническую поддержку средств ИКТ осуществляют квалифицированные специалисты.

Методическую поддержку использования ИКТ учителями организуют заместитель директора по информатизации образовательного процесса и заместитель директора по научно-методической работе.

Библиотечно-информационный центр школы оснащён CD и DVD дисками. Учет поступившего библиотечного и медиафонда проводится с использованием программы «1С: Школьная библиотека». Кроме того, на школьном сервере формируется электронная библиотека дидактических и методических материалов по школьным предметам, созданных педагогами и учащимися школы, а также педагогами-слушателями курсов повышения квалификации. Все эти цифровые образовательные ресурсы находятся в общем доступе и используются учителями школы.

Основные приоритеты Программы информатизации МОУ СОШ № 2    г. Кувандыка на 2011 – 2016 гг.

До настоящего времени (01.01.2011г) в образовательном учреждении использование ИКТ рассматривалось в двух направлениях:

  изучение предмета «Информатика и информационные технологии»;

использование ИКТ в качестве технических средств обучения в образовательном процессе по различным предметам (по желанию педагогов).

Предыдущий этап информатизации характеризовался:

-         обеспечением рабочих и учебных мест современной техникой, созданием мультимедийных кабинетов;

-         обеспечением скоростного доступа всем участникам образовательного процесса и управления к информационным ресурсам (локальным и Интернет);

-         организацией технологического обеспечения сетевого взаимодействия;

-         инициативной разработкой методических материалов с использованием электронных образовательных ресурсов (учебные электронные издания) отдельными учителями;

-         вовлечением ряда учителей в процесс подготовки методического обеспечения преподавания дисциплин с использованием мультимедийных технологий;

-         созданием и внедрением отдельных информационных систем управления деятельностью школы;

-    организацией повышения квалификации учителей с целью освоения передовых информационных образовательных технологий;

-    переходом к лицензионному системному и прикладному    программному обеспечению.

Учитывая основные направления информатизации образования РФ, исходя из опыта реализации предыдущего этапа информатизации школы, приоритеты новой Программы информатизации на 2011-2016 гг. направлены на:

-    эффективное использование программного обеспечения в соответствии с его назначением;

-    совершенствование системы электронного документооборота с использованием локальной сети; ведение «1С: ХроноГраф 2.5»;

-    активное и эффективное внедрение информационных образовательных технологий в процесс обучения;

-    организацию системы повышения квалификации учителей, администрации и сотрудников школы с целью освоения передовых информационных образовательных технологий, повышения общей «Интернет - культуры» сотрудников;

-    формирование банка электронных образовательных ресурсов на школьном сервере;

-    обеспечение информационной безопасности.

 IV. Основные цели и задачи

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информатизацию «как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий должно привести к тому, что информационная среда образовательной системы будет представлять собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.

Таким образом, применение ИКТ в совокупности с правильно отобранными педагогическими технологиями, использованием активных методов обучения станут базой современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Целью «Программы информатизации МОУ СОШ № 2 на 2011-2016 гг.» является переход на качественно новый уровень системы технического и методического обеспечения единого информационного пространства школы, информационных технологий и дистанционного обучения, системы формирования информационно ‑ коммуникационной компетентности всех участников учебно – воспитательного процесса.

Задачи «Программы информатизации МОУ СОШ № 2 на 2011-2016 гг.»:

1.     Формирование банка электронных образовательных ресурсов, системы обеспечения их качества (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.).

2.     Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, единого информационного образовательного пространства.

3.     Информатизация процессов управления и развитие информационно-аналитической системы оценки качества образования школьников.

4.     Организация системы «непрерывного» дополнительного образования педагогов школы по ИКТ; формирование у участников образовательного процесса навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач.

5.     Оснащение школы современными аппаратно-программными средствами, внедрение системы электронного тестирования.

6.     Организация работы с общественностью, в том числе через работу сайта ОУ.

7.     Обеспечение возможностей использования дистанционного обучения средствами ИКТ.

8.     Обеспечение безопасности получения, хранения и передачи информации.

V. Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса

Под участниками образовательного процесса следует понимать следующие устойчивые группы:

  • администрация (директор, его заместители);
  • социально-педагогическая служба;
  • педагоги (классные руководители, учителя-предметники);
  • обучающиеся (независимо от параллели, класса и возраста);
  • родители (как основные заказчики качественных образовательных услуг).

Приоритетные направления деятельности администрации

  1. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности, электронный документооборот.
  2. Пополнение и корректировка базы данных образовательного учреждения «ХроноГраф 2.5».
  3. Осуществление компьютерного мониторинга качества образования.
  4. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
  5. Корректировка базы данных «1С: Школьная библиотека», развитие медиатеки.
  6. Совершенствование и поддержание сайта школы, Web-страниц отдельных проектов.

 Приоритетные направления деятельности учителя

  1. Использование информационных ресурсов сети Интернет, электронных образовательных ресурсов в организации познавательной деятельности школьников на уроке, при организации проектной и исследовательской деятельности и во внеклассной воспитательной работе.
  2. Диагностика учителями учебных достижений и уровня воспитанности обучающихся как составная часть мониторинга образовательного пространства школы средствами ИКТ.
  3. Дистанционное образование учащихся и педагогов, повышение квалификации в области ИКТ.
  4. Разработка учителями собственного программного обеспечения и эффективное использование медиатеки школы.

 Приоритетные направления деятельности ученика

  1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
  2. Использование Интернет – технологий в организации дополнительного образования.
  3. Дистанционное обучение, в том числе детей с индивидуальными образовательными потребностями.
  4. Компьютерные технологии для подготовки к уроку.
  5. Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии.
  6. Тренировочное тестирование в рамках подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  7. Участие в компьютерных конкурсах.
  8. Участие в дистанционных обучающих олимпиадах.

 Приоритетные направления деятельности родителя

  1. Освоение курсов информационной грамотности.
  2. Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы.
  3. Интернет–знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.

Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационного пространства лицея

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, учителя, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а учителя в области повышения эффективности процесса обучения, воспитания и развития школьников. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Формирование единого информационного пространства сводится к:

а) созданию общей информационной базы данных «ХроноГраф 2.5» – компьютерного отображения информационного поля образовательного учреждения и организации доступа к ней участников учебного процесса. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства должна иметь возможность ее обновления и содержать следующую информацию:

      • общая информация о школе;
      • кадровые данные об учителях;
      • личные данные об учащихся;
      • учебный план;
      • штатное расписание;
      • данные о материально-технической базе;
      • социальный паспорт школы;
      • статистические данные по результатам мониторинга качества образования итогам года.

б) открытию доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы, который предоставляет следующие возможности: размещение информации для всеобщего просмотра, размещение служебной информации, размещение информационных полей участников образовательного процесса;

в) развитию локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).

Основные мероприятия Программы

1. Формирование банка электронных образовательных ресурсов, системы обеспечения их качества

В соответствии с приоритетами Программы основными мероприятиями по данному направлению будут:

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

 

1.     1

Конкурсная поддержка создания и внедрения в образовательный процесс методических разработок учебных и внеклассных занятий, выполненных с использованием информационных технологий

2011-2016

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, зам. директора по УВР (ИТ)

Комплект методических разработок по учебной и внеклассной работе, внедренных в учебный процесс.

Хранение: школьный сервер

 

2.     2

Работа по пополнению банка ЦОР и ЭОР на кафедральном сервере

2011-2016

Зам. директора по информатизации

Комплект программных продуктов по учебным дисциплинам, внедрённым в образовательный процесс.

Хранение: школьный серве

2 Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, формирование единого информационного образовательного пространства

В соответствии с приоритетами Программы, основными мероприятиями по данному направлению будут:

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

1.     1

Создание WEB-комплекса для реализации дистанционного обучения учащихся с индивидуальными образовательными потребностями

2011-2013

зам. директора по УВР (ИТ), зам. директора по информатизации

Организация дистанционного обучения через сайт школы

2.     2

Использование готовых и создание собственных тестирующих программ для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА

2011-2016

зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации

Создание банка данных тестирующих программ для определения уровня учебных достижений учащихся

Хранение: школьный сервер

3.     3

Создание школьной информационной системы

2012-2015

зам. директора по УВР,

зам. директора по ВР,

 зам. директора по информатизации

Создание общедоступной информационной системы, содержащей разработки учителей, учащихся, ссылки на разработки в Интернете и т.д. по проблемам обучения и воспитания

Хранение: школьный сервер

 

3. Организация системы «непрерывного» дополнительного профессионального образования по ИКТ

В соответствии с приоритетами Программы, основными мероприятиями по данному направлению будут:

 

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

1.     1

Разработка новых дополнительных образовательных программ по ИКТ для учащихся и родителей

2011-2016

зам. директора по УВР,

зам. директора по ВР, зам. директора по информатизации

Развитие системы дополнительных образовательных программ

2.     2

Проведение обучения педагогических работников

2011-2016

директор,

зам. директора по УВР,

зам. директора по информатизации

Повышение квалификации по ИКТ

3.     3

Проведение обучения дистанционно (на основе сети Интернет)

2011-2016

зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации

Повышение квалификации по ИКТ

 4. Организация работы с общественностью, в том числе через работу сайта ОУ

В соответствии с приоритетами Программы основными мероприятиями по данному направлению будут:

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

1

Систематическая работа по заполнению страниц сайта школы

2011-2016

зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, зам. директора по информатизации

Отображение на страницах сайта учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения

2

Внедрение дистанционного обучения через страницы сайта 

2011-2016

зам. директора по УВР,

зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации

Повышение качества обучения учащихся

 5. Обеспечение возможностей использования дистанционного обучения средствами ИКТ

В соответствии с приоритетами Программы основными мероприятиями по данному направлению будут:

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

1

Разработка программных продуктов для организации дистанционного обучения учащихся, не посещающих ОУ по состоянию здоровья

2011-2016

зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации

Развитие системы дистанционного обучения

2

Разработка программных продуктов для организации дистанционного обучения одарённых учащихся

2011-2016

зам. директора по УВР (ИТ), зам. директора по информатизации

Развитие системы дистанционного обучения

3

Проведение обучения дистанционно (на основе сети Интернет)

2011-2016

зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации

Повышение квалификации учителей по ИКТ

 6. Обеспечение безопасности получения, хранения и передачи информации

В соответствии с приоритетами Программы основными мероприятиями по данному направлению будут:                          

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

1

Разработка и внедрение систем обеспечения информационной безопасности при работе с «ХроноГраф 2.5»

2011

зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации

Защита персональной информации участников образовательного процесса

2

Внедрение систем обеспечения информационной безопасности при документообороте в локальной сети школы

2011

Директор, зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации

Иерархический доступ к документам (согласно уровню доступа)

3

Внедрение систем обеспечения информационной безопасности при работе в Интернет

2011

зам. директора по УВР, зам. директора по информатизации

Фильтры на Интернет-ресурсы (согласно уровню доступа)

 VI. Ожидаемые результаты работы по реализации Программы информатизации.

Участник процесса информатизации

Результат

1

Ученик

·               Будет обеспечен свободный доступ к образовательным ресурсам.

·               Будет эффективно использоваться мультимедийный образовательный инструментарий нового поколения.

·               Будет осуществляться дистанционное образование.

·               В системе будут проводиться виртуальные лабораторные работы по предметам естественнонаучного цикла.

·               Учащиеся будут включены в активную исследовательскую и проектную деятельность.

·               Школьники станут активными участниками дистанционных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, проектов по информатике и ИКТ.

·               Повысится уровень информационной культуры участников образовательной деятельности

2

Педагог

·               Будет обеспечен свободный доступ к образовательным ресурсам.

·               Будет обеспечена возможность дистанционного повышения квалификации.

·               Повысится профессиональная и ИКТ-компетентность, уровень информационной культуры учителей.

·               Широко и эффективно будет использоваться мультимедийный образовательный инструментарий.

·               Будут эффективно использоваться в образовательном процессе электронные архивы и Банк презентаций по предметам, размещенные на кафедральном сервере.

3

Администратор

·               Создана электронная нормативная база

·               Создана школьная информационная система, систематически пополняется коллекция цифровых информационных источников, нового программно- методического обеспечения

·               Материально-техническая база школы будет развиваться и придет в полное соответствие с уровнем развития информационных услуг.

·               Повысится качество образования за счет эффективного использования ИКТ.

·               Обеспечение доступа для учителей и учащихся к глобальным информационным ресурсам

·               Созданы условия для развития технологий дистанционного обучения и консультирования

·               Повысится уровень информационной культуры администрации ОУ

4

Родитель

·               Получение информации об учебном процессе, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы

 Главным результатом реализации Программы будет качественно новый уровень комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса и управления образовательным учреждением, основанный на современных аппаратно-программных средствах, обеспечивающий:

ü  поддержку основных и дополнительных образовательных программ электронными образовательными ресурсами;

интеграцию информационных систем и средств поддержки образовательного процесса в едином информационном образовательном пространстве;

систему дополнительного образования по ИКТ.

В долгосрочной перспективе всё выше названное приведет к системной перестройке учебно-воспитательного процесса, качественно новому уровню информационного обеспечения, росту инновационных приоритетов в образовании.